Игрок интеллектуальных телеигр

Впервые на всесоюзном экране появился 14 октября 1989-го, в команде Нурали Латыпова, в элитарном клубе «Что? Где? Когда?», затем добивался значительных успехов в команде Виктора Мороховского. В телевизионной «Своей игре» одержал пятнадцать побед подряд в 2001-2002-м годах и стал лучшим игроком десятилетия в 2004 году, но начиналась его игровая карьера вовсе не со «Своей игры», а с «Брэйн-ринга». Да и считает себя Вассерман не индивидуалом, а командным игроком.

В 1991 году можно было видеть лишь пару раз. Все потом, что хоть Анатолий и играет в “Что? Где? Когда?” постоянно, но в другое — спортивное. В нем всем командам задаются одни и те же вопросы. Ответы даются письменно и одновременно, чтобы не мешать и не помогать друг другу. У кого больше правильных ответов, тот выиграл. Если же у команд число правильных ответов совпадает, то учитываются дополнительные показатели, характеризующие не игру в целом, а отдельные аспекты. Первый такой показатель придумал Нурали Латыпов, первый лауреат хрустальной совы. Он предложил так называемый рейтинг сложности вопроса: количество команд, не ответивших на вопрос, плюс единица. Получается: чем сложнее вопрос, тем меньше команд на него ответит, и тем больше рейтинговых очков каждая из них получит. По телевизору была попытка провести сезон по спортивным правилам, но стало ясно, что на экране игра по этим правилам не смотрится. Для телезрителя самое интересное — это минута обсуждения. А показать ее у сразу у многих команд в телеформате невозможно. Поэтому тот сезон для телевидения был одним из самых скучных и больше такие попытки не предпринимались.

Для Вассермана интеллектуальные игры – это именно спорт. Для физических упражнений, как сам говорит, он слишком ленив. А в понятие спорта он вкладывает минимальную зависимость от внешних случайностей. Т.е. шахматы — спорт, карты – вряд ли. Под эти представления о спорте из интеллектуальных игр в наибольшей степени подходил “Брейн-ринг” в первые два года, когда он был финалом всесоюзных чемпионатов по “Что? Где? Когда?”. А из индивидуальных игр под эти критерии подходит “Своя игра” и “Игры разума”.

Конечно, известнее всего стал нашумевший проект “Своя игра”, где Вассерман одержали 22 непрерывных победы. Это отдельная, очень интересная и спорная история. Подробнее об этих выступлениях читайте в одной из ближайших публикаций.