Новые интерфейсы

Сейчас кое-что о новом поколении интерфейсов.

В рекламе новейшего iPhone’а особо подчёркивается, что он оснащён гироскопом, позволяющим довольно точно, значительно точнее, чем все предыдущие средства, отслеживать положение этого телефона в пространстве и реагировать на перемены этого положения. По этому поводу критики Apple’овской продукции уже выразили сомнение в том, что эта функция будет востребована где-то за пределами игр. Ну, и в какой-то мере у них, конечно, есть доводы в пользу этой точки зрения, ведь до сих пор аналогичная система отслеживания движений была, насколько мне известно, разве что в игровых приставках фирмы “Nintendo”. Но вроде бы сейчас появляются аналогичные устройства и в игровых приставках других фирм, но в любом случае это именно игровые функции. В самом деле, довольно трудно представить себе, что какими-то вот такими вот (вращает кистью) произвольными движениями можно, допустим, водить курсор при редактировании текста.

Но мне кажется, что реальные перспективы у нового интерфейса должны быть существенно больше. Ну, во-первых, я исхожу из достаточно общих соображений. Скажем, когда только-только появилась компьютерная мышь, её сферу применения тоже мало кто толком себе представлял. Понадобились многолетние усилия сперва исследовательского центра фирмы “Xerox” в Пало-Алто, потом фирмы “Apple”, потом фирмы “Microsoft”, которая хотя и опиралась на Apple’овские разработки, но всё-таки изрядно их усовершенствовала. В общем, понадобился не один год для того, чтобы “мышка” стала привычным компонентом компьютерного интерфейса. Ну, правда, я предпочитаю пользоваться не мышкой, а трекболом, поскольку в основном работаю с клавиатурой, с текстами, и при этом удобно, чтобы инструмент для перемещений лежал вплотную к клавиатуре. Поэтому у меня рядышком с клавиатурой находится трекбол, а “мышкой” предпочитаю не пользоваться вообще. На всех рабочих местах у моих коллег, где мне приходится бывать часто, я тоже уже установил трекболы. Но трекбол, как вы понимаете, функционально вполне аналогичен “мышке”. И всевозможные другие устройства, вроде touchpad’а, тоже ей функционально аналогичны. Собственно, у touchpad’а недавно стараниями всё той же фирмы “Apple” появились и новые функции, связанные с многопальцевым интерфейсом, когда, например, вот таким вот жестом (показывает) можно менять масштаб изображения. И то, насколько быстро стал популярен этот нюанс, показывает, что, скорее всего, для любого новшества в области интерфейсов немедленно найдутся какие-нибудь эффективные применения, в том числе и такие, о которых сами авторы этих применений… этих интерфейсов и не подозревали. Но это общее соображение, есть и более частное.

Недавно с лёгкой руки Джеймса Кэмерона начался очередной бум трёхмерных изображений (смотри http://www.computerra.ru/blogs/wasserman/526331 и http://stskiminok.livejournal.com/275593.html). Говорю “очередной”, потому что я-то застал трёхмерное кино ещё в детстве… щас соображу, когда я впервые видел фильм в трёхмерном изображении. Да, где-то лет сорок пять – сорок шесть назад. Так что это как раз то новое, которое хорошо забытое старое, но следует признать, что современные технические средства позволяют смотреть трёхмерное изображение со значительно меньшими усилиями, чем было те самые сорок пять лет назад, и в этом смысле популярность трёхмерного изображения сейчас вполне понятна.

Кстати, очень надеюсь, что в скором будущем начнут выпускать и компактные трёхмерные телевизоры с диагональю порядка восемнадцати-двадцати дюймов, поскольку на моём рабочем месте больший телевизор уместить довольно трудно, а, честно говоря, мне тоже хочется посмотреть что-нибудь трёхмерное прямо на работе. Вот.

Так вот, почему я заговорил о трёхмерных изображениях? Да потому, что вот такой вот пространственный интерфейс – с поворотами в произвольных направлениях, с перемещениями вверх-вниз и взад-вперёд – это, на мой взгляд, очень хорошо совмещается как раз с трёхмерным изображением. Если вы вспомните разнообразную фантастику, типа фильма “Джонни-мнемоник”, там как раз персонаж манипулирует трёхмерными компьютерными изображениями, причём делает это просто с помощью рук, на которые надеты специальные перчатки, отслеживающие все перемещения пальцев. Я думаю, что что-нибудь в духе таких перчаток может появиться в довольно скором будущем и окажется совершенно естественным дополнением к трёхмерному интерфейсу.

Могут быть и какие-то компромиссы между джойстиком с гироскопом и перчатками. Могут быть и какие-то дополнительные трюки, позволяющие даже не надевать перчатки. Например, я ещё где-то, наверно, лет десять назад на компьютерных выставках с интересом наблюдал интерфейс, основанный на том, что видеокамера просто отслеживает движения человека и тут же отображает эти движения в экранное пространство, так сказать. Так что я думаю, что гироскоп, встроенный в Apple, – это, скорее всего, какой-то следующий, достаточно серьёзный шаг по сопряжению виртуального пространства с реальными движениями. Шаг этот назрел прежде всего в связи с тем, что само виртуальное пространство стало отображаться реалистичней, и я думаю, у таких интерфейсов очень

большое будущее, которое я сейчас даже не берусь предсказывать. Слишком уж много открывается возможностей, и сколько бы я их ни перечислил, я неизбежно затрону лишь очень малую их долю.